За последний месяц в России попытались поджечь несколько десятков военкоматов. Акции начались еще с объявления о начале СВО, но именно в июле 2023 года случаи поджогов происходили чуть ли ни каждый день. В октябре прошлого года депутат Александр Хинштейн сообщил, что Росгвардия приняла меры по защите зданий военного комиссариата, в том числе они были включены в маршруты патрулирования экипажей отдела вневедомственной охраны.
Фигуранты дел на допросе говорят практически одну и ту же информацию: позвонили телефонные мошенники и попросили взять кредит на сумму от пары десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. Когда жертвы понимали, что их обманули, начинали требовать возврата денег. Собеседники на другом конце провода соглашались, но при одном условии – нужно бросить бутылку с зажигательной смесью в здание военкомата.
Бывают и другие манипуляции, не только с кредитными средствами. Но объединяет все истории одно – психологическое давление действует, в основном, на уязвимые категории российских граждан: пенсионеров, безработных, или желающих «легких» денег.
Так, 29 июля в Казани 62-летняя пенсионерка стала жертвой телефонных аферистов. Мошенники убедили женщину взять кредит на 2,2 млн рублей и отдать их некому сотруднику ФСБ. Когда деньги были переведены, злоумышленник продолжил терроризировать жительницу Казани, угрожая расправой ее дочери. Чтобы девушка осталась в живых, ее мать должна была поджечь военный комиссариат Кировского и Московского районов на Кызыл-Армейской улице. Ночью женщина пришла к зданию и облила его стену бензином, который заранее купила на автозаправке, а потом подожгла горючее. Во время задержания она призналась, что действовала по указу «сотрудника ФСБ».
Этим же днем в Феодосии учительница местной школы пришла к военкомату и бросила в него «коктейль Молотова». Бутылка не долетела до военного комиссариата и не причинила никакого вреда зданию. Уже на допросе 51-летняя Татьяна рассказала, что по указанию незнакомцев оформила на себя кредит в размере 3 млн рублей, а затем перевела средства по указанным ими реквизитам. Как выяснилось позже, муж учительницы погиб в зоне СВО в прошлом году. На совместных счетах пары хранились деньги, которые, по словам мошенников, кто-то пытается украсть. «Сотрудники Центробанка» пообещали крымчанке взять ее накопления под свою защиту.
После того, как злоумышленники поняли, что Татьяна легко поддается на манипуляции, они заставили ее бросить бутылку с горючей смесью в военкомат. Сотрудники СБУ, представившееся «российскими правоохранительными органами», убедили жительницу Феодосии, что в центре города находятся украинские националисты, убившие ее мужа. Чтобы преступников побыстрее арестовали, учительница должна была привлечь к ним внимание с помощью «коктейля Молотова». Женщине было настолько страшно, что она не решившись бросить бутылку с веществом в само здание, кинула ее себе под ноги.
31 июля фигурантом дела о поджоге военкомата стала несовершеннолетняя девушка из Забайкальского края, 17-летнюю выпускницу школы заставили поверить в работу военкомата на украинских националистов. Одержимая чувством патриотического долга, подросток изготовила коктейль Молотова, который попыталась бросить в здание военкомата, надеясь тем самым помочь российским спецслужбам поймать диверсанта. Отмечается, что работа с подстрекателями велась через мессенджер WatsApp, там же девушку научили изготавливать горючую смесь поджога.
Телефонные мошенники массово обзванивают людей, которые потенциально могут попасться на психологические уловки. Информацию о россиянах, скорее всего, они получают из слитых баз данных крупных компаний – так можно узнать не только действующие номера телефонов, но и имя, возраст, адрес, а также место работы.
И если раньше злоумышленники пытались воздействовать на молодежь, то сейчас они постепенно начали переключать свое внимание на пенсионеров. В первую очередь, у старшего поколения есть какие-никакие накопления на счетах. Как правило, мошенники пытаются убедить собеседника, что неизвестные хотят украсть деньги со счетов. Далее идет всем известная схема: либо просят перевести средства на «безопасный» вклад, либо дополнительно требуют взять кредит на имя жертвы. Через какое-то время пенсионер понимает, что его обманули и требует возвращения денег. И тут злоумышленник предлагает сделку: они – возвращают украденное, а обманутый гражданин должен выполнить определенное «условие». Никаких гарантий, что деньги вернут, конечно же нет.
«У пенсионеров часто бывает неустойчивая психика, им проще что-либо внушить. Играет свою роль и бытовая неустроенность. Доверчивым пенсионерам предлагают, например, списать долги — казалось бы, легкий выход из сложной ситуации. Но никто не предупреждает, как будет на самом деле», - рассказал бывший генер-майор Александр Михайлов в беседе с «Лентой.ру».
Клинический психолог Юрий Оболенский считает, что любой человек, обладающий знаниями и навыками в области психологии, легко может побудить постороннего человека совершить противоправные действия. Манипуляциям больше всего подвержены люди в преддепрессионном состоянии или с нестабильной психикой, добавил эксперт.
«Профессиональные мошенники, обладающие навыками психологии, клинической психологии и нейролингвистической психологии могут прибегать к простому алгоритму, существующему в человеческой психике: если сказать три-четыре фразы, которые являются правдой, то любая пятая фраза будет автоматически воспринята как правда, даже если это не так», — рассказал он порталу «АиФ».
Представитель Генштаба Владимир Цимлянский еще в прошлом году заявил, что поджоги военкоматов будут рассматриваться как теракты или публичные призывы к осуществлению террористической деятельности. Максимальный срок по статье за теракт – до 15 лет, если действия повлекли за собой смерть человека или значительный ущерб имуществу – от 15 до 20 лет. За призыв к террористическим действиям грозит срок до 7 лет лишения свободы.
В мае 2022 года были задержаны два поджигателя военкомата в Нижневартовске. Куратор обещал им от 1 до 3 миллионов рублей в награду за совершенное преступление, в зависимости от размера причиненного ущерба. Первый фигурант дела Василий Гаврилишен кинул в здание семь бутылок с зажигательной смесью, а его сообщник Владислав Борисенко закупил все необходимые ингредиенты и снимал поджог на видео для отчета украинским спецслужбам. Следствие по их делу завершилось только в этом году, в итоге Борисенко получил 12 лет колонии строгого режима, а Гаврилишен – 13 лет, первые пять из которых он проведет в тюрьме.