15 Ноября, Четверг$6876.76
18+
Стать авторомТеги
15 Ноября, Четверг$6876.76
ПОИСК+ТЕГИ
DIGITALИНТЕРНЕТ МАРКЕТИНГ ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ СОЦМЕДИА ТВ РАДИО ПРЕССА КИНО ФОТОВИДЕО АУДИОЗВУК ЛИТЕРАТУРАПЕЧАТЬ ИСКУССТВОАРТ ШОУБИЗНЕС FASHION СВЯЗЬТЕЛЕКОМ МЕДИАПРАВО СВОБОДАСЛОВА МЕДИАСДЕЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБСУЖДАЕМОЕ LIFESTYLE
СТАТЬ АВТОРОМ
Свои пресс-релизы, истории, кейсы, мнения, статьи и т.п. присылайте по адресу: info@mediastancia.com.

Предварительно ознакомьтесь с требованиями к материалам.
Статья Медиа XX века 29.10.14 1592
Подписаться на наш канал в Telegram: https://t.me/Mediastancia
Стать автором

Модернити – новое общество, которое коренным образом отличается от всех предыдущих. Какие же общества и периоды предшествуют, по мнению учёных, модернити? Традиционно выделяют три самых крупных периода: античность, средневековье, а так же Новое время – которое и называется в науке модернити. Люди, а значит, и общество эпохи модерна отличается от предыдущих формаций, а так же и от ситуации современности. Индустриализация, убранизация, капитализм как царствующий общественный строй – вот основные черты эпохи модерна.

Насчёт временных границ эпохи модерна у исследователей две разных точки зрения: одни утверждают, что модернити сложился в диапазоне 1870-1910 и мы существует в таком «новом» типе общества до сих пор, другие определяют рамки с 1910 по 1960 годы.

Сложно и неоднозначно определяется культурная и психологическая специфика модернити. Обычно указывается увеличение степени социальной мобильности, повышение гражданской культуры. Люди эпохи модерна в большинстве своём привыкают жить в эпоху «больших скоростей», умеют адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни и постоянно «держать руку на пульсе». Экономика модернити характеризуется умением восстановиться после любого кризиса, даже самого повального.

Новый взгляд на эпоху модерна, как на время появление феномена медиакультуры, предложила в своём труде «Медиакультура. От модерна к постмодерну». Проведя значительный анализ трудов известных культурологов, психологов и социологов, Наталья Борисовна предложила концепцию, в которой органично смотрятся проведённые ей параллели. Сопоставляются в труде Кирилловой явления социальные, политическая ситуация и изменения медиапространства. Выделяя медиакультуру, как особый феномен, который может быть определён совокупностью «информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей».

Медиа эпохи модерна

Эпоха модерна, и этот факт признаётся учёными, буквально рождала феномены новых видов медиа один за другим. С рождением новых видов медиа, согласно М. Маклюэну, появлялся и новый тип сознания: человек с газетой, человек с фотоаппаратом, человек слушающий радио, человек смотрящий телевизор. Все эти перечисленные люди сильно отличаются друг от друга. Да они, конечно, продолжают относиться к виду Homo sapiens, антропологические, да и многие другие характеристики у них совпадали. Но мироощущение! Мировоззрение у них было отличное друг от друга. Каждое новое средство быстрыми рывками входило в жизнь наших отцов и дедов и меняло её. Технический прогресс эпохи модерна подарил нам такие фундаментальные для сегодняшней медиакультуры вещи как: массовую прессу, фотографию, телеграф, радио, кинематограф, телевидение.

Ещё в Новом времени, в XVIII веке – веке Просвещения, между элитарной и народной культурой появился третий тип – массовая культура, тиражированная. И хоть слово «массовая» сразу же вызывает негативные ассоциации, тем не менее, её составной частью является медиакультура.

Массовость информации – это главная черта эпохи модерна, а если уже, то «галактики Маркони» – электронной цивилизации. Но нужно ограничить рассматриваемую тему: «галактика Интернет», метко названный М. Кастельсом период, начавшийся в 2000-х, нами в данной работе не рассматривается. Отметим только, что галактика Интернет, привнесла к массовости ещё и скорость.

Интересна разница технологического и культурно-психологического развития человечества. Искусство XIX-XX веков, ярко показывает кризис идентичности, поиск нового пути, значительное разочарование, в то время как технологический прогресс развивается, что называется «по часам».
Известный футуролог Тоффлер об этой разнице писал, что индустриальная революция оказала как положительное влияние, создав «интегрированную социальную систему», так и отрицательную, разрушив стабильность и создав общество конфликтов и психологических кризисов.

Все эти изменения, тем не менее, положительно сказываются на медиакультуре – она активно развивается, стремясь удовлетворить новые потребности, а так же обогащается новыми видами. К 1890-ым годам достигает своего пика визуальная революция в рекламе, а именно появление таких видов рекламных материалов как постера, афиши, плаката и т.п.

Как пишет Н.Б. Кириллова: «...развитие культуры было затруднено кризисом, обусловленным расхождением между тем, что «современно», и тем, что было «модерном». На стыке этих противоречий вперед вырвалась новая культура, рожденная техническим прогрессом, — медиакультура, — информационная, тиражированная культура»

Медиаинновации эпохи модерна

В конце XIX века, мы можем наблюдать первую тенденцию процесса, описанного Кирилловой, а именно преобладание массовой печати – газеты, над, ранее модными, журналами. Газета на рубеже веков стала приобретать черты той прессы, которую мы читаем сегодня – крупные заголовки, иллюстрации, реклама, разделение газет по теме и по качеству.

Процесс же возникновения фотографии как вида медиа прошёл менее явно. До фотографий в печати использовались гравюры, карикатуры. Но фотография изменила что-то большее, а именно перевернула мир искусства. Теперь не копирование реальности, а отражение внутреннего мира стало целью визуального искусства. Фотография так же подготовила новый вид медиа, так же являющийся яркой чертой эпохи модерна, а именно кино.

Каждый последующий шаг технологического прогресса, будь то телеграф или телефон или же основа «галактики Маркони» радио становился видом медиа, лишь, когда проникал в сферу человеческого общения. Когда эти электронные средства не просто применялись ограниченно, а становились неотъемлемой частью жизни, то и жизнь менялась под их влиянием.

Радио стало поистине соперником письменной культуры, заняв очень важный домен аудиального восприятия – одного из самых мощных и интимных. Недаром с появлением радио Маклюэн связывает успех тоталитарных режимов XX века. Ведь радио так же успешно, как и телевидение ретрайбализирует человечество, нивелируя роль личности и затмевая её ролью толпы – безликой массы.

Полемичным и очень важным является вопрос о роли кинематографа в общественном и индивидуальном развитии личности XX века. Беспокойство, вызванное прогнозами о «смерти» театра, об эскапизме киноманов и т.д.

Всё это констатирует один бесспорный факт – в деле создания искусственной реальности, кинематографу нет равных. Многие исследователи утверждают исключительность кино, его отличие от других видов медиа и искусства. В эпоху модерна появился «язык» кино и «новое видение», которое подарил кинематограф.

И конечно невозможно спорить о том, что мир кино сильно идеологизированно, как утверждает режиссёр С. М. Эйзенштейн. По его мнению, именно кинематограф соединить в себе человека и всё что его окружает, всё что им создаётся.

По мнению крупного философа Делёза, кино дарит нам визуализированную реальность, то есть набор образов, без должного смыслового наполнения, чарующих, но пустых.

Кино XX века стало синтетическим искусством, удовлетворившим, в своём раннем периоде развития, интересы непритязательного общества, жаждущего новой потехи. То есть, было, элементом «карнавальной» культуры. Позже же, кино стало инструментом выражения идеологии, оружием в руках тоталитарных государств и иных режимов – «послушной реальностью» на службе у людей, фиксирующих её.

Но не уменьшалась и развлекательная роль кино. В эпоху XX века, где ещё слышались отголоски той книжной высокой культуры, кино считалось искусством низовым, для тех, кому не хватает времени или ума на книги. Эту точку зрения кинематографисты опровергать не спешили. Спешили же они зарабатывать на фильмах деньги. Ярким признаком эпохи модерна стал Голливуд – этот символ коммерческого и массового кино, завоевывающего весь мир.

Массовая культура стала распространяться в обществе, завоёвывая всё большую популярность у самых разных его слоёв. Но психологические её особенности весьма негативны. Масс-культ основан на механизмах заражения и внушения.

И хоть кино и называют искусством, это медийное явление – тесно связанное с социальными процессами и коммуникацией. Оно объединяет огромную аудиторию в едином настроении и предлагает продукт по потребностям.

Таковы инновации XX века, без которых мы не можем представить свою жизнь. А раз что-то кажется нам неотъемлемым, это требует нашего внимания.

Текст: Антонина Горжанкина Источник: Медиастанция
Поделиться материалом:
Подписаться на наш канал в Telegram: https://t.me/Mediastancia
Стать автором