21 Июля, Пятница$59.0868
Стать авторомТеги
21 Июля, Пятница$59.0868
ПОИСК+ТЕГИ
#DIGITALИНТЕРНЕТ #МАРКЕТИНГ #ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ #СОЦМЕДИА #ТВ #РАДИО #ПРЕССА #КИНО #ФОТОВИДЕО #АУДИОЗВУК #ЛИТЕРАТУРАПЕЧАТЬ #ИСКУССТВОАРТ #ШОУБИЗНЕС #FASHION #СВЯЗЬТЕЛЕКОМ #МЕДИАПРАВО #СВОБОДАСЛОВА #МЕДИАСДЕЛКИ #ИССЛЕДОВАНИЯ #ОБСУЖДАЕМОЕ #LIFESTYLE
СТАТЬ АВТОРОМ
Свои пресс-релизы, истории, кейсы, мнения, статьи и т.п. присылайте по адресу: info@mediastancia.com.

Предварительно ознакомьтесь с требованиями к материалам.
Статьи Аудиомаркетинг: как заставить бизнес звучать по-новому? 04.04.16 1878
Подписаться на наш канал в Telegram: https://t.me/mediastancia
Поделиться материалом:

Музыка звучит повсюду: в магазинах, кафе, торговых центрах, салонах красоты… При этом музыкальное оформление – не только дань моде, но и эффективный инструмент современного маркетинга. О том, что такое аудиомаркетинг и как он помогает контролировать поведение покупателей, рассказывают эксперты.

Илья СеменовГенеральный директор компании «МузКафе» (www.muscafe.su)

Основное направление деятельности нашей компании – музыкальное оформление всех сфер бизнеса. То есть аудиомаркетинг, применимый к местам продаж и услуг.

Для начала подчеркну, что у аудиомаркетинга есть своя специфика. К сожалению, в России эта тема изучена мало, а вот на Западе специалисты проводили массу исследований, подтверждающих влияние музыки на настроение и эмоции человека. В этом, собственно говоря, и заключается основная функция любого музыкального оформления. Что касается увеличения продаж или среднего чека на покупку – все очень субъективно. Лично я считаю, что называть какие-то конкретные цифры и обещать заказчикам, что их конверсия увеличится на 20 %, – как минимум нечестно. Хотя, безусловно, аудиомаркетинг может показывать такие результаты, но исследовать это никто не берется.

Многих, кстати, интересует: чем профессиональное музыкальное оформление отличается от бытового, то есть от того, которое организуют сами сотрудники магазина. Они же могут и сами составить какой-то плей-лист, включать музыку? Могут. Вот только за годы работы я очень редко встречал людей, которые тонко чувствуют аудиторию. Помню такого бармена, он и клиентов чувствовал, и в музыке прекрасно разбирался. Но это исключение из правил. Чаще сотрудники бизнеса просто включают музыку, ориентируясь на собственные предпочтения. Очевидно, нет такой музыки, которая бы нравилась всем. Но задача профессионального аудиомаркетинга к этому и не сводится. Все куда сложнее.

Во-первых, с помощью музыкального оформления мы создаем настроение покупателей и контролируем их передвижения по магазину / торговому комплексу. Так, в часы «застоя», когда в общественных местах мало людей, нам нужно сделать так, чтобы покупатели провели в магазине больше времени, чем планировали. Тщательно изучали товар, непринужденно общались с продавцами. Вполне вероятно, что именно в этот раз человек ничего не купит, но зато у него сформируется хорошее впечатление о магазине. Соответственно, когда у него возникнет необходимость в каком-то товаре – он придет в понравившееся место. В часы пик, напротив, музыкальное оформление должно способствовать быстрому передвижению покупателей по магазину. Это не значит, что мы включим музыку, которая заставит человека пританцовывать, а не выбирать продукт. Просто он будет быстрее принимать решения. Это свойство аудиомаркетинга применимо и к сфере обслуживания. Например, для предприятий общественного питания в формате «бистро» важно такое музыкальное оформление, которое способствует обслуживанию наибольшего количества посетителей за определенное время. Как бы грубо это ни прозвучало, но подобному заведению просто невыгодно, чтобы человек сидел за столиком полчаса с чашечкой кофе.

В любом случае очень важно, чтобы музыкальное оформление поддерживало общую концепцию заведения. Например, ресторану итальянской кухни идеально подойдет инструментальная музыка, которой будут «созвучны» и интерьер, и освещение, и меню. В Санкт-Петербурге, кстати, есть торговый комплекс «Французский бульвар». Там звучат мелодии, которые относят посетителей к французской культуре, создают соответствующее настроение.

В процессе взаимодействия с нашими заказчиками я объясняю, что выбор музыкального оформления – сложный процесс. Нужно изучить целевую аудиторию, интерьер, пиковые часы посещения и пр. При этом многие клиенты хотят слышать у себя в магазинах, кафе какую-то известную музыку. Объясняю, что как раз ее-то нужно использовать ограниченно, «хитовое нашествие» не даст ожидаемых результатов.

Есть два пути взаимодействия с заказчиками. Одни клиенты сами знакомятся с демо-версиями музыкального оформления на нашем сайте www.muscafe.su и предварительно уже представляют, что хотят получить от аудиомаркетинга. Другие просят разработать им музыкальное оформление с нуля. Составляется подробный бриф, на основе которого наши музыкальные редакторы компонуют плей-лист.

Стоимость музыкального оформления зависит от размера озвучиваемой площадки. Мы же говорим о легальной музыке, о легальном использовании контента? Напомню, что в ч. 4 Гражданского кодекса четко сказано – за использование музыкального контента в коммерческих помещениях необходимо производить отчисления в аккредитованные государством организации, занимающиеся коллективным управлением авторских и смежных прав. Так вот, у нашей компании есть договоры с РАО (Российское Авторское Общество) и ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности), куда мы и переводим отчисления за наших клиентов. Это если заказчики выбирают использование популярной музыки. Однако у МузКафе есть и собственная, авторская музыка. Разумеется, ее выбор ограничен, зато исключительные права на нее принадлежат нашей компании. Соответственно за использование этой музыки не нужно дополнительно платить РАО и ВОИС.

Кстати, цена музыкального оформления в кафе и ресторанах зависит от количества посадочных мест. Например, озвучка среднего ресторана на 50-60 посадочных мест обойдется в 6-8 тыс. руб. (включая выплаты в названные регулирующие органы). Авторский контент для этого же ресторана будет стоить около 3-4 тыс. рублей в месяц. Для торговых центров, если говорим о музыкальном оформлении холлов и фойе, стоимость может доходить и до 80 тыс. руб. с отчислениями. Авторский контент, соответственно, будет стоить в несколько раз дешевле.

Ксения СветличнаяКреативный директор «Кубик Медиа» (www.cubicmedia.ru)

Мы занимаемся звуком для бизнеса уже более 10 лет, и за это время для обозначения данной сферы деятельности устоялся термин «аудиобрендинг». Он охватывает проработку имиджевых композиций, музыкальных логотипов, аудиорекламы, джинглов, фоновой музыки в зале продаж и даже корпоративных гимнов. Наряду с визуальным оформлением аудиобрендинг является частью фирменной айдентики, представляя собой совокупность правильно подобранных музыкальных элементов, которые ассоциируются с брендом и идеально сочетаются с ним.

Внешняя реклама, автоответчики, выставки, торговые залы, офисы продаж, корпоративные мероприятия – клиенты и сотрудники формируют впечатление о бренде через все каналы коммуникации с ним. Именно поэтому мы убеждены, что в бренде, как и в человеке, все должно быть прекрасно: и видео, и «слышио». В идеале каждый бренд должен быть узнаваем на слух, а для этого важно, чтобы фирменный аудиостиль был тщательно продуман и согласован с остальными элементами его айдентики. Поэтому крупнейшие мировые компании фиксируют его в брендбуке наравне со стандартами дизайна.

Цель почти любой компании – стать узнаваемой, любимой и вызывать желание повторного посещения/покупки. Это возможно только при совокупной работе всех компонентов маркетинга. Без правильно подобранного плей-листа, аудиологотипа, звукового ряда рекламы это сделать сложно. Кроме того, с помощью аудио можно решить некоторые дополнительные задачи: например, повысить скорость продвижения посетителей по торговому залу или, наоборот, увеличить время нахождения в нем. Так, исследования показали, что классическая музыка в ресторане побуждает гостей заказать более дорогое вино и есть медленнее.

Сегодня влияние музыкального оформления бренда на продажи компании уже не вызывает сомнений. В Европе существует целая Академия аудиобрендинга, а также ежегодно проводится большая конференция специалистов отрасли из разных стран мира, в рамках которой проходит конкурс на лучший аудиобренд года. В России представлено много западных брендов, которые обычно используют элементы аудиобрендинга, созданные в головных представительствах, а вот среди локальных компаний использование этого инструмента пока только набирает обороты.

Из всей сферы аудиобрендинга в России наиболее востребована услуга по музыкальному оформлению торговых помещений: так, Cubic Media озвучивает 4500 объектов, среди которых магазины, рестораны, торговые центры и даже банки. Для каждого из них мы создаем уникальный аудиостиль, идеально гармонирующий с задачами, имиджем и форматом бизнеса. А ведь еще десять лет назад приходилось вести серьезную информационную работу, рассказывая о важности музыкального брендинга в построении взаимоотношений с клиентами.

Большой спрос, наличие огромной базы музыкальных произведений, уникальный сервис по доставке контента и обширный опыт позволяют нам озвучивать магазины и торговые центры за довольно умеренную цену (в крупной сети ежемесячная абонентская плата может составлять 700 рублей за объект). Производство хорошего аудиоролика обойдется примерно в 4000 рублей, в эту сумму уже включена работа режиссера, копирайтера, диктора-актера и музыкального редактора.

С другой стороны, если говорить о разработке аудиостиля в целом, то эта услуга не может стоить дешево, ведь она включает профессиональную формулировку задачи, проведение маркетинговых исследований, обширную и всестороннюю проработку музыкального имиджа, создание нескольких вариантов музыки. Такой подход исключает фактор личных предпочтений принимающих решение людей, а основан на фактических и статистических данных. Можно, конечно, обратиться напрямую в студию звукозаписи, но в этом случае появляется риск «непопадания» – ведь каким бы виртуозным ни был композитор и аранжировщик, он не является специалистом в области маркетинга, а значит, не понимает конъюнктуры и особенностей рынка для продвижения данного конкретного товара.

Екатерина ПечкуроваГенеральный директор DigiSky

Аудиомаркетинг – это очень широкая тема, говорить о которой можно бесконечно. Грубо говоря – это коммуникация при помощи звуков во всех ее проявлениях. Формы аудиомаркетинга разнообразны. Это может быть как музыкальное оформление в точке продаж – трансляция специально подобранных музыкальных композиций, соответствующих тематике и целевой аудитории места, так и аудиобрендинг – индивидуальное создание аудиоэлементов под конкретную компанию. В этом случае для компании создается аудиологотип как базовый элемент и на его основе прорабатываются остальные компоненты: фирменная мелодия, гимн компании, музыка для видео- и аудиорекламы, мелодия ожидания на телефонной линии, функциональные звуки (например, звук нажатия клавиш или звук приема карты в банкомате) и т. д.

В России широко распространено использование музыки в общественных местах. Практически во всех магазинах, торговых центрах, кафе и ресторанах сегодня есть музыкальное оформление. Оно помогает создать определенную атмосферу, скрыть посторонние звуки (например, шаги по магазину, скрип от передвижения вешалок) и приглушить шум.

Что же касается аудиобрендинга, то он характерен больше для западных брендов. Например, всем хорошо известны аудиологотипы таких компаний, как McDonalds, Intel, Danone. Действенный аудиобрендинг могут позволить себе в основном только крупные бренды, потому что это тщательная и кропотливая работа, требующая детальной проработки. Российские бренды предпринимают лишь первые попытки в этой области.

Безусловно, задача аудиобрендинга – это в первую очередь ассоциация с брендом. Даже если вы не видите рекламу, но слышите характерный аудиологотип, вы уже знаете, что это за бренд – срабатывают ассоциации, происходит запоминание информации, и велика вероятность того, что потом, стоя в магазине перед полкой, вы выберете именно тот продукт, рекламу которого слышали чаще всего. Но таких примеров единицы. За аудиологотипом должен стоять сильный бренд, который несет в себе определенную философию и соответствующее качество. Это целая система норм и ценностей, которая выражается в звуке.

На сегодняшний день в России главная задача, которую выполняет музыкальное оформление в точке продаж, – это создание атмосферы, комфортной для посетителей, заполнение тишины. В идеале правильно подобранная музыка должна либо способствовать расслабленному и комфортному времяпрепровождению, либо, наоборот, подталкивать к более быстрым действиям, то есть музыка должна помогать воздействовать на посетителя. Изучению влияния музыки на людей посвящено множество исследований. Так, например, согласно одному из них трансляция французской музыки в одном из европейских магазинов способствовала тому, что французские вина покупали в 5 раз чаще, чем вина других регионов. Согласно другому исследованию использование классической музыки в ресторане привело к увеличению счета на 10 %. Но это не означает, что, просто включив музыку в магазине, торговом центре или ресторане, вы получите рост продаж. Чтобы это произошло, необходимо проделать огромную работу, провести исследования и наблюдения, разработать концепцию, учесть множество деталей, провести ряд тестов и т. д.

Стандартной цены на услуги аудиомаркетинга нет. Все зависит от того, что нужно клиенту – какой спектр услуг, для каких целей и т. д.

Текст: Подготовила Анжела Микоян Источник: МЕДИАСТАНЦИЯ
Поделиться материалом:
Подписаться на наш канал в Telegram: https://t.me/mediastancia